В последнее время налицо ошарашивающая меня тенденция. Многие анимационные фильмы, выходящие в широкий прокат (я имею в виду именно широко рекламируемую и, соответственно, широко прокатываемую анимацию) оказываются, рассчитаны далеко не на детскую аудиторию. Общий стиль, подача, сюжетные линии, раскрываемые темы, диалоги, в конце концов, не сильно вписываются в общепринятые представления о мультфильмах для детей.
В посмотренном мною сегодня «Ледниковом периоде 3» (уж куда как детском, судя по целевой аудитории маркетологов из 20th
Century Fox, фильме) я насчитал, по меньшей мере, 5 (пять!) шуток про
МПХ… И это, кагбе, еще не вспоминая сцену с использованием доисторических легких наркотиков, и произнесенную вскользь шутку про, прости господи, транссексуалов.
Но, самое главное — при этом, что характерно, поднимаются такие «взрослые» темы и в таком количестве, что хватило бы на пару десятков поделок ремесленников, создавших
«Би-муви», например, или «Вэлианта» (молчу уж про все незачетные попытки Диснея, сделать
что-то удобоваримое в области
3D-анимации не руками
Пиксар). Темы охватывают практически все, что исследовалось и исследуется в кинематографе в целом и в жанре анимации в частности. От безысходности одиночества, доводящей до усыновления чужих детей, рефлексии по поводу страха отцовства и ответственности, до исследования граней безумия (вспоминаем Бака, имеющего добрую половину симптомов шизофрении и диссоциативного расстройства личности, описанных в медицинских справочниках), заканчивая определением своего места в жизни и чуть ли не поиском ее смысла… При этом все темы, хоть и обмусоленные не в одном фильме и мультфильме, настолько ловко завуалированы метафорами и отсылками, что не превращаются в информационный мусор для детей, оставаясь при этом прозрачными для понимания взрослых. Браво, Blue Sky Studios!
Мультфильмы давно перестали быть средством для увеселения тех, кому до
10-ти. Теперь это попытка режиссера донести свое мировоззрение, повод для исследования болезненных для него тем и, в конце концов, инструмент для психоанализа в чистом виде. Недавний мультфильм «Вверх», например, поднял такие вопросы, какие до пиксаровцев не поднимал еще никто. Таких героев, как Карл Фредриксен до сих пор еще не появлялось в анимации для детей. Такой вселенской грусти хватило бы на несколько фильмов
Иствуда и
Джармуша. В
какой-то момент я всерьез представил, что мультфильм тем и кончится, что Карл рассорившись с Расселом и прогнав Дага, доставит,
наконец-таки, дом на вершину горы, сядет в свое кресло, да так, в принципе, в нем и помрет…
Ведь тут все повествование буквально пропитано страхом перед старостью и смертью. Создатели буквально «рисуют своего врага», чтобы перестать его бояться и принять его. Еще ни один мультфильм не использовался для самокопания такого уровня и самопсихотерапии в таких масштабах. Ни в одном мультфильме с экрана не лился такой поток режиссерского сознания. Это уже практически артхаус от мира анимации (пусть и в мэйнстримной обертке).
Другое дело, что это общая тенденция развития мира развлечений. То же самое происходит в другой его части — индустрии видеоигр (смотри, например, «
The Path» и «
Braid»). Это, как бы сказал
Олег Пащенко, «просто,
что-то такое витает в воздухе…». Это реалии нашего времени, начала десятого столетия. Испытания, превращающие любое действие, совершаемое творческими людьми, будь то выступление клоуна на детском утреннике или написание детской книги, в акт самоопределения, попытку донести свое видение, не всегда, кстати, позитивное.
Жанр анимации не то чтобы повзрослел, он уже перешел на качественно иной уровень, перестав быть только развлечением. В
каких-то картинах это проявляется меньше (Ледниковый период 3), в
каких-то — больше (Вверх), но тенденция просто на лицо, она выпирает из каждого кадра, из каждой реплики: мультфильмы перестали быть аттракционом для детей, это средство самовыражения авторов, на уровне живописи и литературы (а местами, кстати, по уровню воздействия — посильнее их обеих).
No comments:
Post a Comment